Аналитика

Удар санкциями: Калининград оказался в энергетической блокаде

Москва увлеклась открытыми угрозами в адрес Литвы, Евросоюза и НАТО из-за транспортной блокады Калининграда. На фоне этого обострения путинская верхушка заявила о подготовке к защите «своих национальных интересов». Балтийский флот РФ даже организовал демонстративные учения, в которых задействовано около тысячи военнослужащих, более 100 единиц боевой и специальной техники, включая системы залпового огня и крупнокалиберные пушки.

По сути, транспортная блокада является энергетической, поскольку уже ни уголь, ни нефть, ни нефтепродукты не смогут попасть в Калининградскую область. Речь идет не только о гражданских объектах, но и об обеспечении воинских частей РФ, которые окажутся без топлива и электроэнергии. И с таким «успехом» Балтийским флот рискует оказаться в статусе бывшего флота.

Как оказалось, Литва прекратила пропускать через свою территорию транзитные поезда с товарами, попавшими под санкции Европейского Союза. Запрет на транзит грузов был введен в рамках пятого пакета антироссийских санкций. Согласно предварительным оценкам, под запрещением окажутся около 40–50% всех грузов, которые перевозятся в регионы России.

Начиная с 18 июня 2022 года, оператор железных дорог Литвы LTG Cargo прекратил транспортировку российских товаров, попавших под санкции Запада. Основанием для этого послужило разъяснение Еврокомиссии, согласно которому перевозка санкционных товаров запрещается даже в том случае, если грузы идут из одной части РФ в другую, но по территории ЕС. Для возобновления этих поставок россиянам придется использовать дополнительные суда: они должны будут курсировать между Ленинградской и Калининградской областями.

Учитывая, что железнодорожное сообщение Калининграда с основной частью РФ осуществляется через Литву, в российском МИДе выразили свой протест Вильнюсу: мол, запрет перевозок без предварительного уведомления является провокацией, которая якобы нарушает международно-правовые обязательства. С аналогичным заявлением выступили и в Совете Федераций, пригрозив даже НАТО и ЕС. По мнению сенатора Андрея Клишаса, данный запрет транзита является нарушением суверенитета РФ, что может быть основанием для «очень жестких и абсолютно законных действий России».

Еще одна угроза прозвучала из уст секретаря Совбеза РФ Патрушева. Он заявил, что в связи с формированием новых опасностей (из-за возможного вступления в НАТО Финляндии и Швеции), свертывания приграничного сотрудничества со стороны европейских стран, а также из-за отсутствия официальной демаркации государственной границы между Россией и Эстонией, «требуется принятие дополнительных мер по совершенствованию сил и средств, обеспечивающих защиту и охрану государственной границы».

Отношения между обеими странами начали ухудшаться еще в 2014 году, когда Россия оккупировала Крым и навязала войну на Донбассе. В связи с этой агрессией Вильнюс оказался в числе активных сторонников введения санкций со стороны Евросоюза. После того, как Россия ввела эмбарго на поставку некоторых продовольственных товаров из Литвы, были закрыты пассажирские железнодорожные маршруты Вильнюс — Санкт-Петербург и Вильнюс — Москва. А в январе 2017 года литовцы решили построить забор на границе с Калининградской областью (стоимость сооружения — 3,6 млн евро).

Вместо того, чтобы налаживать двусторонние отношения, в российской Госдуме инициировали «отмену» Литвы. Представители путинской партии «Единая Россия» сообщили о некоем законопроекте, который должен упразднить постановление Государственного Совета СССР «О признании независимости Литовской Республики» (якобы из-за его незаконности). Но дальше громких слов дело не пошло, поскольку в условиях войны с Украиной в Кремле не рискуют расширять свое конфликтное пространство. Это значит, что никакие «маневры» Балтийского флота не смогут повлиять на блокаду, из-за которой Калининградская область оказалась в сложной энергетической ситуации.

Кочетова Серафима

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»